Новости
Из практики частного детектива в Молдове
О том, кто такой частный детектив в Молдове и в чем заключается его работа, журналисту местного журнала вкратце рассказал частный детектив в Кишиневе, NB, бывший сотрудник правоохранительных органов. Стаж у него огромный — он начинал работать в органах внутренних дел еще в советской милиции, в 1984 году. Работал следователем, а затем начальником различных следственных подразделений, в Департаменте по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, в Главном следственном управлении МВД РМ, в Центре по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией (нынешний Национальный Антикоррупционный Центр). Ушел на пенсию в 2009 году в звании полковника.
— Что нужно для того, чтобы стать частным детективом?
— Стать частным детективом непросто, — пояснил частный детектив. — Во-первых, возраст — детективу не может быть меньше 21 года. Необходимо юридическое образование или работа не менее трех лет в органах публичной власти с полномочиями в области обороны, безопасности и общественного порядка. Отсутствие судимости, наличие хорошего физического здоровья, плюс офис, где можно принимать клиентов и хранить документы. Я занимаюсь детективной деятельностью с 2010 года, сразу как вышел в отставку.
— Часто ли и с какими проблемами к вам обращаются?
— Люди, конечно, обращаются, потому что проблем много и не все из них решаются в полиции. Правда, и мы не за все беремся. Если проблемы противоречат закону, мы даже не обсуждаем их. Люди, к примеру, насмотрелись фильмов, приходят и говорят: «Мне нужно установить скрытую камеру», а это противозаконно! «Мне нужно установить прослушку», а это тоже против закона. Частный детектив не имеет права заниматься оперативно-розыскной деятельностью. Обычно прослушку или скрытую камеру просят установить жена – мужу или муж – жене.
— Чем же вы, в таком случае, занимаетесь?
— Мы оказываем детективные услуги одной компании, работающей в Молдове, услуги в сфере обеспечения внутренней безопасности и противодействия коррупционным проявлениям. Эта компания не имеет своей службы безопасности, руководство посчитало, что дешевле нанять частного детектива. Мы выиграли тендер, и несколько частных детективов на постоянной основе работают на эту компанию. Отслеживаем, чтобы сотрудники не вошли в сговор с конкурентами этой компании, чтобы не выдали ее секретов. Мои сотрудники до заключения договора компании изучают подноготную контрагентов, финансовые и технические возможности будущих партнеров. Также пресекаем и расследуем случаи краж с объектов компании. Это основная наша деятельность.
Есть и обращения частного характера. Физические лица часто обращаются с просьбой найти человека, помочь найти биологических родителей.
— Это же не трудно сейчас сделать! Есть же Интернет, соцсети…
— Это не всегда помогает. Часто к нам обращаются иностранцы. Люди ведь часто знакомятся через соцсети. Просят проверить, есть ли такой человек на самом деле, соответствует ли он той информации, которую предоставил при знакомстве, не отбывает ли он срок заключения… Был случай, мне позвонила жительница Белоруссии: «Пожалуйста, проверьте, тот ли это человек, за которого он себя выдает». И он оказался совсем не тем, за кого себя выдал… Он честно признался, что отбывает срок, но назвал совсем другую статью. Его посадили за неосторожное убийство, а он ей говорил, что за ДТП по его вине. Знаете, бывает очень много случаев, когда из мест лишения свободы попросту «разводят» людей. Там построена целая система, целая схема действует, целая группа работает с распределением ролей! Это, конечно, незаконно. Но у них в свободном доступе теперь имеются и гаджеты, и выходы в Интернет. Создают в соцсетях фальшивый профиль, влюбляют в себя женщин. Эти мошенники — очень тонкие психологи! Изучают жертву, находят ее слабые места, влюбляют в себя, «давят» на эти самые места. Потом говорят женщинам о своих финансовых трудностях, о том, что нужно заплатить адвокатам, чтобы выйти на свободу и просят отправить деньги якобы своей сестре (для этого должен быть сообщник на воле). Вот у меня был случай, когда женщина из Италии отправила такому мошеннику 10 тысяч евро. Мошенник просил эту сумму якобы на развитие бизнеса: «Потом пойдет работа и я тебе все верну с процентами!»… Но он, просто, воспользовался ее доверчивостью и обманул…
«Ищу старую любовь, помогите найти!»
— Бывает ли такое, что человек просит найти свою любовь, которую давным-давно потерял?
— Да, бывает. Был такой случай. Жительница Санкт-Петербурга позвонила: «Вы знаете, я дочь военного офицера, и в нашем военном городке в 1978 году в Доме офицеров был ансамбль. И был один молдаванин, он срочную службу проходил, играл там на гитаре. Симпатичный парень, красиво играл и пел. Мы встречались, а потом он демобилизовался, и мы потеряли друг друга из виду. Помогите мне его найти, мне интересно знать, как сложилась его судьба!» Были только его фамилия, имя и примерный год рождения. Я его нашел. Я ее сразу предупредил, что у человека наверняка есть семья, может, он и не захочет с ней связываться. Предвидел и еще один момент. Может, у этой женщины от него ребенок и она «хочет сделать ему сюрприз», все же может быть. Она уверила, что нет, просто хочет узнать о его судьбе. Я позвонил этому мужчине, он вспомнил свою знакомую, молодую девушку из военного гарнизона и сказал: «Нет проблем! Я бы с ней поговорил!» И я передал ей его номер телефона. Что было дальше — не знаю. Это смахивает на «Жди меня»! Но из самой передачи «Жди меня» ко мне за помощью не обращались.
— Обращаются ли к вам за помощью мужья или жены, подозревающие своих супругов в измене?
— Обращаются и даже очень часто. Но мы практикуем работать с такими случаями только в публичном пространстве. Например, клиент говорит: «Я знаю, что он или она должен(а) быть в баре (парке) в субботу в 17.00. Можете узнать, с кем он или она там будет?» Мы приходим в условное место, садимся за столик, заказываем кофе или воду и наблюдаем, фиксируем факт, с кем супруг или супруга сидит за столом, как себя ведет…
— Кто чаще к вам обращается?
— Естественно, жены. И факт измены, кстати, подтверждается на 95%!
— Большой ли доход приносит работа частного детектива?
— Большую прибыль детективная деятельность не приносит, здесь богатым не станешь. Есть расходы, платим налоги. Это больше работа для души, как хобби. Наши услуги доступны для населения.
— Расскажите случай из Вашей практики, похожий на сценарий из фильма. Были такие случаи, по которым можно снять фильм о судьбе человека?
— Да, были такие интересные случаи. Об одном таком интересном, вкратце, с изменёнными именами и адресами могу рассказать.
Как-то в наше детективное агентство обратилась жительница из Подмосковья: «Мой муж поехал на похороны дяди в Оргеев, и уже неделю от него никаких звонков, никаких вестей! Помогите его найти, может, он в беду попал!» Вот вам фамилия умершего дяди, вот адрес дома родителей, которые, как он сказал, уже продан…
Мы поехали в Оргеев, нашли кладбище и могилу дяди, но он, оказывается, умер два — три месяца назад. То есть, как потом оказалось, похороны были прикрытием для супруга. Работники кладбища дали нам его адрес. Мы приехали и стали дежурить у подъезда четырехэтажного дома. Увидели, как он вышел, купил пива, сел на скамейку, закурил. Через несколько минут к нему подошла женщина, они обнялись и вместе зашли в подъезд. Нам уже стало интересно. Спустя некоторое время эта женщина вышла на улицу с мальчиком и с детским велосипедом. Ребенок катался, а наш объект вышел на балкон и следил за ребенком: «Миша, туда не езди! Этого не делай!». Мы поговорили еще и с соседями: «Да, это муж и жена, а это их ребенок!».
Установили, что у него были две семьи. Жена и две дочки — в России, жена и сын — в Молдове. Как мы потом выяснили, для молдавской семьи он уезжал, якобы, на заработки в Россию на полгода, а для московской — уезжал в Молдову или на похороны, или на какие-то семейные торжества. А в России его тесть — крупный предприниматель, зять — на хорошей должности. Клиентке мы обо всем сообщили, она говорит: «Вы мне все покажете, если я приеду?» Покажем. Она приехала с подругой, отвезли их в Оргеев. Подождали у дома час, появляется он, идет с женой под ручку. Они подошли к подъезду, тут выходит из машины «российская» жена: «Привет!» Он окаменел. «Молдавская» жена говорит: «Ваня, это кто?», он отвечает: «Иди домой, я тебе потом все объясню…» Он и «российская» жена пошли в кафе, долго разговаривали. Через некоторое время спустилась во двор его «молдавская» жена, подруга «российской» к ней подошла, спрашивает: «Вы кто?», она отвечает: «Жена», – «А моя подруга ему тоже жена!» Через час клиентка вернулась, и мы поехали в Кишинев. Правда, чем вся эта история закончилась, я не интересовался, мы стараемся в такие нюансы не лезть и не травмировать клиентов…